МКУ «Архив городского округа Павловский Посад» Московской области
ЗАГС
Номер фонда: 5
Крайние даты документов: 1862-1929
Исторический период: без периода
Количество дел: 387
Количество описей: 1
Метрические церковные книги являются документами, создателями которых являются учреждения духовного характера. Первое законодательное упоминание о необходимости ведения метрических книг мы встречаем в 1666-1667 годах на Московском церковном соборе и их введение было культовым. Создавались и хранились метрические книги в церкви (консистории). Священниками регистрировались в первую очередь церковные таинства, контроль за ведением осуществлялся церковными властями. Восстановление или исправление метрической записи принадлежало церковному суду. Но имеются и светские законодательные акты о правилахведения метрических книг. Впервые в России запись гражданского состояния была введена Петром I в 122 году. Он ввел обязательную регистрацию актов гражданского состояния православного населения. Несколько позднее, в середине ХIХ века, подобная практика была распространена на российское население других вероисповеданий. С 1876 года проверка метрических книг, бес различия исповедания, возложена была на мировых судей. На основании метрических книг государством велся систематический учет населения, определялись сословные принадлежности и точный возраст населения, составлялись списки призывников, гражданам выдавались последующие документы. Метрическая книга состоит из 3-х частей, которые называются: о рождающихся, о бракосочитавшихся, об умерших. Записи в этих книгах проводились в церковных учреждениях, причем в основном в ниховых приходах. Для бесприходных церквей метрическая книга велась чаще в одной части (о смерти), реже имеласьи часть о родившихся (церкви больниц). Терминологические названия частей всегда принадлежат демографии (о рождении, о браке, о смерти). Высокая потребность в данных сведениях привела к тому, что из метрических книг делались групповые выписки, а с 1824 года было разрешено выдавать метрические выписки частным лицам, принадлежавшим к "свободным состояниям". Метрические книги, с точки зрения видовой классификации можно отнести к актам церковных властей регистрационно-учетного вида с конкретным типом формуляра, соответствующим совокупности отдельных документов (записей), объединённых общим графическим формуляром. По месту откладывания и дальнейшего документирования метрические книги образуют разновидность приходского и консисторского экземпляров. Консисторский экземпляр назывался "беловая метрическая книга", поскольку представлял список с приходского, а приходской экземпляр - "черновая метрическая книга". Приходской экземпляр также подразделялся на "черновой" и "беловой". Черновой приходской экземпляр представляет первичные записи священника, необходимые прежде всего для практических нужд. В терминологии отдела ЗАГСа приходской экземпляр именуется первым, консисторский вторым. До 1918 года приходской экземпляр был значительно полнее, чем консисторский, в части регистрации рождений и смертей. В 1724 году Указом Синода введены графические формы метрических книг и уточнена делопроизводственная техника "прибавлений". Записи сабытий в метрических книгах проиобрели законодательную упорядочненность и единообразие. Указом Синода от 28 февраля 1831 года были уточнены названия отдельных граф, в записи о рождении введены раздельная нумерация по полу и указания имени и отчества матери рожденного, дата события стала обозначаться прописью. 7 февраля 1838 года Указом Синода были добавлены графы удостоверения событий церковнослужителем и свидетелями (для родившихся) и поручителями (при бракосочитании). Часть "о смерти" дополнилась указанием имени священника, совершавшего обряд. Этот формуляр просуществовал всю дальнейшую историю метрик. Метрические книги старообрядцев (раскольников) и баптистов вели полицейские управления и волостные правления. С 1906 года ведение книг возлагалось на духовных лиц, настоятелей и наставников старообрядческих общин, копия с метрических книг ежегодно свидетельствовались губернским правлением. Внешне метрические книги представляют собой для консисторких книг картон и серое хлопчатобумажное или льняное полотно. Приходские часто имели кожаный корешок или переплет. Записи в метрики делались черными чернилами различных оттенков. В конце ХIХ начале ХХ века можно всретить синие чернила. Красные применялись в начале ХХ века для исправлений. В советское время в метрические книги вносились дополнения или исправления чаще всего фиолетовыми чернилами. Смена государственного строя в октябре 1917 года изменила и процесс заведения и заполнения метрических книг. Одним из первых декретов Советской власти было отделение церкви от государства. Этим церковь отстранялась от осуществления любых государственных функций, в том числе и от регистрации актов гражданского состояния. 18 декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров принял декрет "О гражданском браке", "О детях" и "О ведении книг актов состояния", "О расторжении брака", "О рождении". По этому декрету ЦИК и СНК ведение актов состояния перешло госудасртву, регистрационные книги для дальнейшего хранения пересылались в городские, уездные, волостные и земские управы. С организацией системы органов ЗАГС постановлением от 24 августа 1918 года "О порядке проведения в жизнь декрета", "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" была осуществлена передача консисторских экземпляров книг в губернские отделы ЗАГС, приходской экзкмпляр подлежал передаче городским и волостным отделам ЗАГС, либо нотариатам. Постановлением НКВД от 18 ноября 1919 года официально закрепляется передача метрических книг за 1863-1917 годы в ведение губернских уполномоченных Главархива. Но реальное разделение материалов между гсударственными архивами и архивами отделов ЗАГС осуществилось позже. По инструкции НКВД от 17.11.24г. №413 "Об организации архивов актовых книг о рождении, смерти и усыновлении в сельских Советах" с 01.01.1928 года при сельсоветах организовались архивы актовых книг, куда передовались метрические книги (приходской экземпляр) и акты гражданского состояния из ВИКов и РИКов при условии наличия помещения. На начало 1998 года в городском государственном архиве хранятся метрические книги церквей Павлово-Посадской волости, Новинской и Игнатьевской волостей, Богородского уезда Московской губернии за 1862-1902 годы в количестве 63 дел. Проведена научно-техническая обработка метрических книг ЗАГС за 1901-1919 гг. Составлена опись №1 (продолжение), которая включает в себя все приходские книги церквей Павлово-Посадской волости. Опись составлена по географическому признаку: 1. Церкви и монастыри города Павловского Посада; 2. Церкви Павлово-Посадской волости. Внутри географических делений документы расположены по алфавитному порядку, а внутри по хронологии. В опись вошли метрические книги следующих церквей и монастырей на территории города: 1. Воскресенская церковь "Собор" г. Павловского Посада; 2. Николаевская церковь при станции Павлово-Посад; 3. Покрово-Васильевский женский монастырь; 4. Свято-Дмитриевская старообрядческая община. На территории Павлово-Посадской волости, Богородского уезда, Московской губернии деревни и села:"А" - с.Аверкиево, "Б" - с.Бывалино, "В" - с.Васютино, "Г" - с.Городок, "З" - с.Заозерье, "Н" - с.Ново-Загарье, "К" - с.Казанское, с.Кузнецы, "Р" - с.Рахманово. К данной описи составлен справочный аппарат: 1. Список используемой литературы; 2. Алфавитный указатель деревень и сел, церковных приходов г. Павловского Посада, Павлово-Посадской волости, Богородского уезда, Московской губернии.
Описи
Объем, единиц хранения: 387